Страховой стандарт Uber и ответственность агрегаторов в России

Страховой стандарт Uber и ответственность агрегаторов в РоссииСтанислав Швагерус,

Общественное движение TAXI 2018

Специально для портала Taxilife

За прошедшее лето 2017 года на рынках легкового такси в России произошел ряд интересных событий, которые по прогнозам аналитиков, могут серьезно повлиять на дальнейшее развитие этого вида транспорта в Российской Федерации.

Конечно, прежде всего стоит упомянуть нашумевшее на весь мир заявление о том, что Яндекс.Такси создает совместную компанию с транснациональной корпорацией Uber, что приведет к появлению суперигрока на рынках транспортной мобильности населения в России. Безусловно, при любом развитии событий, это, в свою очередь, приведет к изменению существующих бизнес-моделей в сфере такси.

Прежде всего, это будет касаться давно назревавшего вопроса ответственности агрегаторов вызова такси за оказываемые услуги в части рисков угрозы жизни и здоровью пассажиров такси. Дело в том, что в Российской Федерации жизнь и здоровье пассажира любого вида транспорта застрахованы по умолчанию на сумму не менее 2 миллионов рублей. Любого транспорта. Кроме такси.

Да, каждый водитель транспортного средства, обязан иметь страховку ОСАГО, по которой жизнь и здоровье пассажиров оцениваются в полмиллиона рублей. На всех потенциальных потерпевших. Если не брать в расчет множество «но», самое банальное из которых состоит в том, что большая часть такси имеет обычное ОСАГО, а не ОСАГО для такси (которое в два раза дороже), и которое во многих субъектах РФ страховые компании просто не продают, ссылаясь на то, им это очень не выгодно.

На прошедшей в конце мая в Новосибирске Конференции «Современное такси» в рамках Международного форума «Транспорт Сибири», организатором которого является Минтранс России, была принята резолюция, которая предлагала ряд мер по законодательному решению этой проблемы:

«5.3. Центральному Банку Российской Федерации: 

5.3.1 С целью ликвидации существующего нормативного вакуума в части страховой защиты жизни и здоровья пассажиров легкового такси, совместно с Национальным союзом страховщиков ответственности (НССО) и Российским союзом автостраховщиков (РСА), рассмотреть предлагаемые меры по совершенствованию страхового законодательства в сфере такси:

5.3.1.1 О дополнении Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14.06.2012 N 67-ФЗ, нормами, устанавливающими обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сервисами вызова легкового такси и интернет —  системами организации совместных поездок.

5.3.1.2  Принять меры по кардинальному снижению коэффициентов ОСАГО для легкового такси.»

В августе, на прошедшем в Москве «Международном Евразийском форуме такси», уже Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), выступил с предложением рассмотреть возможные пути повышения страховой защиты пассажиров такси в Российской Федерации.

Чуть позже, по итогам форумов Яндекс.Такси заявил, что рассматривает возможность в добровольном порядке страховать жизнь и здоровье своих пассажиров, и собирается в ближайшее время протестировать страхование в пилотных регионах.

В целом, хотя Центробанк и выступил на прошлой неделе с комментарием о том, что вопрос включения такси в систему ОСГОП (обязательное страхования гражданской ответственности перевозчика) требует, как минимум, весьма серьезного изучения, необходимо отметить некоторые важные моменты:

1. Добровольное страхование ответственности агрегаторов вызова такси сегодня рассматриваются ими как способ конкуренции на рынках в связи с невозможностью дальнейшего снижения тарифов – демпинговать дальше уже просто некуда.

2. Вводить дополнительное страхование для водителей в условиях, когда в такси не работает система ОСАГО – просто неэффективно и нецелесообразно.

3. Во всем мире крупные автомобильные страховщики начали разработку страховых схем, адаптированных к покрытию рисков для водителей, выполняющих заказы агрегаторов. Причем подобные страховые схемы предназначены именно для агрегаторов вызова такси.

В качестве примера можно привести и разрабатываемое, например, в Канаде, законодательство в сфере регулирования деятельности приложений по вызову такси, которое основывается на механизмах страхования ответственности агрегаторов как критерия допуска их на национальный рынок.

И, как это не удивительно, компания Uber заявила о введении в Нью-Йорке с 2018 года страхования своей ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, и даже страхования ею водителей, сотрудничающих с ней.

Представляя для изучения всеми заинтересованными лицами перевод официального резюме страховой программы Uber хотелось бы отметить некоторые моменты.

1. Фактически Uber вводит своеобразный международный стандарт страхования ответственности цифровых платформ в сфере транспортной мобильности.

2. Подобное страхование не скажется на тарифах Uber в силу не такого большого количества страховых случаев (по крайней мере, по официальной статистике), но при этом обеспечит не только защиту жизни и здоровья пассажиров, но и комплексную страховую защиту водителей.

3. Учитывая слияние Яндекс.Такси и Uber хочется надеяться, что количество рисков, заложенных в этом страховом стандарте, не будет занижено, потому что мы все понимаем, что размер страхового покрытия, будет, безусловно, приведен к российским реалиям.

4. Российскому финансовому мегарегулятору и НССО, все-таки стоит рассматривать международный опыт по введению нового класса страхования цифровых платформ, а не только концентрироваться на страховании водителей такси.

Страхование ответственности Uber в Нью-Йорке

Авторизованный перевод

Первоисточник

В 2018 году, с началом нового финансового года в Нью-Йорке, правила работы Uber в штате Нью-Йорк изменяются. В соответствии с законодательством штата Нью-Йорк водители Uber (TNC Driver) и  ответственность компании будут застрахованы по специальному полису Uber «Групповой страховой полис агрегатора» (Groupridesharinginsurance). Ниже приводится краткое описание страховых рисков и страхового покрытия Uber:

правила страхования

Страховая защита во время принятия заказа к исполнению водителем, подачи транспортного средства и во время выполнения заказа, когда пассажир находится в Вашем автомобиле.

•  Страховое покрытие $ 1,25 млн. по рискам несчастных случаев.

Groupridesharinginsurance Uber обеспечивает страховую выплату в размере $ 1,25 млн. за каждый несчастный случай. Ответственность TNC Driver перед третьими лицами покрывается с момента принятия заказа к исполнению до завершения выполнения заказа. Эта политика страхования является первичной по отношению к любому личному автострахованию водителя.

•  Страховое покрытие $ 1,25 млн. в виде дополнительного страхования от несчастных случаев на случай непредвиденных/не застрахованных травм, полученных в автомобиле.

В случае если другое транспортное средство совершит аварию с автомобилем, выполняющим заказ Uber, а водитель другого транспортного средства не имеет надлежащего страхования или не застрахован вообще, это страховое покрытие покрывает риски причинения вреда жизни и здоровью для всех пассажиров транспортного средства, выполняющего заказ Uber.

•  Страховое покрытие до $ 50 000 – застрахованы все пассажиры транспортного средства, выполняющего заказ Uber, за медицинские и не медицинские расходы, упущенную выгоду, а также другие разумные и необходимые расходы, связанные с травмами, полученными при перевозке.

•  Условное комплексное страхование от коллизий. 

Если TNC Driver обладает личным всесторонним страхованием, эта политика покрывает физический ущерб, нанесенный принадлежащему ему автомобилю, выполняющим заказ Uber, вплоть до компенсации фактической денежной стоимости или стоимости ремонта автомобиля, в зависимости от того, что меньше, с франшизой в размере $ 1 000.

ПРИМЕЧАНИЕ. Это покрытие распространяется только на фактически осуществляемую перевозку. Возможно, вам захочется рассмотреть вопрос о приобретении собственного всеобъемлющего страхового покрытия и/или страхового покрытия на случай, когда вы ожидаете заказов в системе.

Страховая защита во время ожидания заказов при нахождении в системе.

•  Страховое покрытие $ 75 000/150 000/25 000 на страховую защиту от несчастных случаев TNC Driver. 

В течение того времени, когда TNC Driver находится в системе в статусе ожидания заказа или в промежутке между заказами, Uber обеспечивает страховое покрытие TNC Driver по рискам — телесное повреждение до $ 75 000 за каждый несчастный случай с общей суммой $ 150 000 на каждый несчастный случай и до $ 25 000 за материальный ущерб.

• Страховое покрытие от несчастных случаев на случай непредвиденных обстоятельств обеспечивает до $ 25 000 ответственности за ущерб на одного человека ($ 50 000 за несчастный случай) и $ 50 000 на человека за смерть ($ 100 000 на каждый несчастный случай).

В случае, если другое транспортное средство совершит аварию с автомобилем, выполняющим заказ Uber, а другой водитель не застрахован, это страховое покрытие защищает от телесных повреждений всех пассажиров Uber.

•  Страховое покрытие до $ 50 000 на страховую защиту персональных травм TNC Driver — за медицинские и не медицинские расходы, понесённые убытки, упущенную выгоду и другие разумные и необходимые расходы,

связанные с травмами, полученными в транспортных средствах.

Страховая защита при нахождении TNC Driver вне системы.

•  В автономном режиме, при нахождении или работе TNC Driver вне приложения вы подпадаете под действие законов о государственной финансовой ответственности. В течение этого периода Uber не оказывает страховую защиту. Подробнее об этих требованиях вы можете узнать от Департамента финансовых услуг штата Нью-Йорк.

Страховое покрытие для коммерческих водителей

Деятельность такси в Нью-Йорке регулируется Комиссией по такси и лимузинам Нью-Йорка (TLC), которая требует специальных коммерческих страховых полисов для каждого автомобиля такси и лимузина. Несчастные случаи, которые происходят во время поездок на такси в Нью-Йорке, покрываются страховкой, которая имеется у водителя. Вне Нью-Йорка Uber может сотрудничать с водителями, которые лицензированы и застрахованы на коммерческой основе другими юрисдикциями. Такие поездки могут быть оформлены под брендами UberBLACK, UberSUV, UberTAXI и UberT. Несчастные случаи, происходящие во время таких поездок, покрываются за счет коммерческой страховки водителя.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

СТРАХОВЩИК, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ СТРАХОВАНИЕ UBER НЕ ИМЕЕТ ЛИЦЕНЗИИ ШТАТА НЬЮ-ЙОРК, НЕ ПОДЛЕЖИТ ЕГО НАДЗОРУ, И В СЛУЧАЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКА НЕ ЗАЩИЩЕН ФОНДАМИ НЬЮ-ЙОРКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПОЛИТИКА СТРАХОВАНИЯ НЕ МОЖЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВСЕМ ПРАВИЛАМ ДЕПАРТАМЕНТА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ШТАТА НЬЮ-ЙОРК.

СТРАХОВЩИК: James River Insurance Company

 

Похожие новости