Скандал вызвала информация о коррупционной связи Британского правительства и Uber

Скандал вызвала информация о коррупционной связи Британского правительства и UberВ своих публикациях портал TaxiLife неоднократно освещал, как британские таксисты требуют от правительства навести порядок в сфере пассажирских перевозок легковыми автомобилями. Камнем преткновения является деятельность интернет компаний, таких, как Uber, которая, практически, разрушает индустрию такси, разоряет легальные компании, подвергает пассажиров необоснованному риску и финансово не поддерживает бюджет страны.

В частности, 6 апреля в Лондоне состоялась очередная протестная акция водителей такси. Самое интересное, что поводом для её проведения стали вскрывшиеся факты о коррупционных связях высокопоставленных чиновников с компанией Uber.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с переводом статьи, опубликованной крупнейшим изданием Daily Mail.

Подготовка к рождеству 2015 года для Дэвида Кэмерона и Джорджа Осборна была напряженной в связи с голосованием в палате общин об авиа налетах в Сирии, решающими переговорами с лидерами перед референдумом и государственным визитом президента Китая. Однако, нечто другое, негласно на Даунинг-стрит служило им пищей для размышления, и в этом не было ничего особенного для британского правительства.

В конце сентября того года тогдашний мэр Лондона Борис Джонсон пригрозил ограничить деятельность модной калифорнийской интернет компании Uber. Фирма управляет приложением для смартфона, позволяющим пользователю вызывать такси простым нажатием кнопки и получать автомобиль к месту нахождения пассажира в считанные минуты, определять стоимость поездки, производить оплату кредитной картой. Uber на 30-40% дешевле традиционных черных такси, но его водители относительно менее опытны и в отличие от их коллег, не приобрели справочник улиц Лондона «Знание», полагаясь вместо него на навигатор.

Таким образом, фирма добилась значительных успехов в Лондоне в 2012 году (сотни тысяч пассажиров перешли на пользование Uber, а к 2015 году число водителей этой компании превысило число водителей черных такси), поэтому существовала опасность того, что сверх дешёвая плата за проезд вытеснит традиционные такси.

Uber обвинялся также в том, что число такси на улицах Лондона выросло с 55 до 89 тысяч, что, по мнению критиков, увеличило перегруженность улиц, загрязнение воздуха, число незаконных стоянок и несчастных случаев. К тому же, 8 месячное тюремное заключение водителя Uber Самсона Хейли из Брентфорда в Западном Лондоне за сексуальное нападение на женщину, также вызвало озабоченность общественности по поводу способности фирмы обеспечивать безопасность пассажиров. Полицейские сводки показывают, что насилие и попытки нападения на водителей Uber в Лондоне совершаются каждые 11 дней.

Помня об этих проблемах, Джонсон начал разработку отдельных правил проката автомобилей, которые могли бы обуздать агрессивную бизнес-модель гиганта сети.

Этими правилами предусматривалось ограничение общего количества такси в городе и требование прохождения всеми водителями Uber письменной проверки знаний английского языка, так как многие из них иностранного происхождения.

Мэр также хотел обязать все частные фирмы, включая и Uber, подавать такси не позже 5 минут со времени заказа. Это снизило бы привлекательность интернет-компании, гордящейся тем, что она подает автомобиль в среднем через 3 минуты. Джонсон призывал перейти к урегулированию мелких недочётов в законах о лицензирование такси, так как это оправдывало, по его словам, «надменного» Uber. Почувствовав явную угрозу, Uber срочно направил петицию, утверждая, что «бюрократические» предложения Джонсона усложнят и приведут к подорожанию его работы в столице.

Борис Джонсон

И тогда произошло необычное. Через несколько часов после подачи петиции, мэра и его советников засыпали грозными сообщениями с Даунинг-стрит. Как полагают, некоторые из них были с самого верха, от Джорджа Осборна и Дэвида Кэмерона, адресованные на мобильный телефон мэра. Другие пришли от специальных советников и старших членов стратегического подразделения Даунинг-стрит в виде электронных писем и телефонных звонков. Еще больше обращений было из офисов членов кабинета министров, включая бизнес-секретаря Саджида Давида.

Странно, что все эти весьма важные фигуры из верхушки британского правительства были единодушны в обвинении мэра в политике, угрожающей финансам Uber.

Один из представителей мэрии говорил: «Это выглядело экстраординарным, ведь Борис был в довольно дружественных отношениях с Кэмероном и Осборном, они практически всегда принимали его проекты, но на этот раз в основном критиковали».

Второй близкий к Джонсону источник добавляет: «В политике привычно, что люди ругают, давят своим весом, но это было не то. У нас были специальные советники, ругающие нас, угрожающие министры и их помощники. Это было особенно возмутительно, потому что за транспорт Лондона несёт ответственность мэр, а не кто-то с Даунинг-стрит или Вестминстера».

В считанные дни заместителю главы стратегического отделения Кемерона Дэниэлю Корзски поручили провести тайные переговоры по разрешению кризиса между мэром, его подчиненными, рядом министров и других фигур с Даунинг-стрит. Согласно электронным письмам и другим документам, на этой неделе в соответствие с законом о свободе информации, в период октября — декабря Корзский организовал серию встреч, посвящённых Uber.

По крайней мере, на одной из них 16 декабря 2015 года, когда Джонсон был вызван к главному союзнику Кэмерона Оливеру Летвину, в присутствии Дэниэля Корзского в официальном примечании к отчетам слушаний отмечалось об «обмене различными взглядами».

Далее источник добавил: «Я никогда еще не видел такого сильнейшего лоббирования. Представители Даунинг-стрит хотели убедиться, что мэр ничего не сделал для нанесения вреда работе компании Uber».

После того, как в январе 2016 года мэр объявил, что одобряет почти все планы, которые не нравятся Uber, в прессе стала часто повторяться фраза, что мы не можем поворачиваться спиной к технологическому прогрессу.

Такой поворот событий был провозглашен калифорнийским веб-гигантом, как «победа здравого смысла». Но классические таксисты смотрят на эту ситуацию по-иному.

протест таксистовГлава ассоциации лицензированных таксистов, представляющий 24 000 традиционных таксистов Лондона, Стив Макнамаза сказал: «В этом, так называемом, рассмотрении проекта мэра, Даунинг-стрит вел себя, как проплаченный лоббист Uber. Они сообща с Комитетом по транспорту Лондона навалились на Бориса и добились того, чего хотели. Это – позор и скандал».

Подобный разворот стал также яблоком раздора с политическими оппонентами Джонсона. «Регулирование деятельности арендованных частных транспортных средств должно быть прозрачным» — заявил Керолайн Пиджэн, председатель партии либерал-демократов и транспортного комитета лондонской Ассамблеи. Все данные из открытой информации свидетельствуют, что ключевые решения фактически были приняты на основе личных связей и закулисного лоббирования, выполненного ведущими сотрудниками Даунинг-стрит».

Как прямой результат, сегодня на улицах Лондона работает примерно 120 тысяч автомобилей такси, а бизнес-модель Uber была реализована еще в 17 городах Британии, совершая более миллиарда поездок. Движение на главных магистралях столицы осуществляется в среднем со скоростью 12,5 км/ч, это самый низкий показатель за последнее десятилетие. Uber повсеместно заполонил улицы страны предпочитаемыми его водителями моделями Тойота Премиум.

Уловка фирмы повторяется во всем мире, хотя общественная репутация ее запятнана (причины рассмотрим далее). Гигант из Силиконовой Долины сейчас осуществляет свои операции на всех континентах, кроме Антарктиды и, как полагают, его стоимость составляет 56 миллиардов фунтов стерлингов (примерно 4 триллиона рублей).

Все же за этим чудом капитализма скрывается много тревожных вопросов. Среди них: Почему Дэвид Кэмерон, Джордж Осборн и масса высокопоставленных советников и министров в конце 2015 лоббировали скандальную американскую компанию Uber, снижающую доходы высококвалифицированных таксистов? Ответ заключается в приятельских отношениях с женщиной по имени Рейчел Ветстоун.

Рейчел Ветстоун49-летняя пиарщица работала с Кэмероном в Карлтоне, а с Осборном в штаб-квартире консерваторов в 90-х. В последствие она стала советником бывшего лидера партии Майкла Ховарда. Она также является женой Стива Хилтона, директора отдела стратегий на Даунинг-стрит при раннем Кэмероне.  Будучи личным другом и Кэмерона, и Осборна, она была также крестной матерью покойного сына прежнего пиар-менеджера Ивэна. Она и Хилтон даже приобрели дом отдыха около Кэмронаса в Котсуолде.

Почему это имеет значение?  После того как в 2005 году Ветстоун ушла из политики, она работала в Google в качестве вице-президента по глобальным связям. Во время ее управления веб-гиганты имели колоссальные долги из-за неуплаты налогов, и, как говорят информаторы, имела доступ к «открытым дверям» Кэмерона на Даунинг-стрит.

Затем в начале 2015 года она переместилась (вы уже догадались) в Uber, как предполагается, с огромной зарплатой. Довольно быстро компания начала получать выгоду от прямого доступа к высшим должностным лицам, которые предоставляли привилегии правительственных записей. В 2015 и 2016 годах Осборн дважды встречался с представителями Uber, чтобы обсудить «британскую экономику» и «развитие технологий». У бизнес-министра Мэтью Хенкока была отдельная встреча. Он объявил, что «правительство отстает от новых компаний» и сотрудники правительства будут обязаны использовать приложения в смартфонах для поездок на автомобилях в  рамках бюджета на 2015 год. Это было предусмотрено с целью сокращения расходов.

В декабре 2015 года Кемерон и Осборн тайно лоббировали Джонсона от имени Uber. Затем этот дуэт со своими женами посетил закрытую рождественскую вечеринку для узкого круга, организованную Рэйчел Вэтстоун в эксклюзивном суши-ресторане в Мэйфэн. Среди приглашенных был также бывший агент по связям с общественностью Тим Аллон, который теперь управляет фирмой по лоббированию Портлендских Коммуникаций. В то время одним из его самых высококлассных клиентов была (вы догадываетесь) фирма Uber.

Как всегда, когда политики встречаются с серьезными деньгами, рулить начинают деньги.

Перенесёмся ещё на год раньше. После ухода Осборна из казначейства он устроился на работу в американскую инвестиционную компанию Black Rock с зарплатой 650 тыс. фунтов стерлингов (около 46 млн. руб) за 48 часов работы.

По странному совпадению Black Rock в 2014 году инвестировала 124 миллиона фунтов стерлингов (8,7 миллиардов рублей) в Uber, выделив ему долю, которая теперь составляет 500 миллионов фунтов (3,5 миллиардов рублей). Несомненно, это в интересах Uber.

В прошлом году лоббист компании Uber Дэниэль Корзский сделал заказ Британской империи на спорные почести во время отставки Кэмерона.

Итак, почему Кэмерон и Осборн оказывали такие экстраординарные услуги фирме такси? С одной стороны, так они пытаются показать развитие предпринимательского бизнеса, улучшающего британскую экономику. Это было бы справедливо, если бы не тот факт, что Uber, как и другие жадные веб-фирмы почти не платят налоги Великобритании. Вместо этого его финансовые потоки и доходы от перевозки британских пассажиров организованы через юридическое лицо в Голландии — фирму UberBV.

Примерно 70% прибыли Uber идет на оплату работы водителей. Почти все остальные миллиарды фунтов появляются на счетах дочернего предприятия, которое не имеет в своём штате никаких сотрудников, и потом перечисляет их в фирму на Бермудах, которая является конечным пунктов в этой сложной структуре. Доля налоговых платежей Uber от величины дохода за перевозки британских пассажиров составляет примерно 1%. Его официальное присутствие в Великобритании – это всего лишь две компании Uber-Лондон и Uber-Британия, базирующиеся в шикарных офисах в Олдвиге и в центре Лондона. Они нанимают около 100 сотрудников и по отчетам за прошлый год заплатили каких-то 400 тысяч фунтов налогов.

Таким образом, речь идет о том, что в течение эры имитируемой строгости Кэмерон и Осборн на самом деле опекали Uber, который изо всех сил стремится избежать уплаты львиной части налогов и на отчислений на содержание дорог. От этих денег его бизнес-модель сильно зависит.

Здесь некоторые могли бы утверждать, что десятки тысяч водителей Uber, работающих не по найму, пополняют государственную казну через подоходный налог, но это не соответствует действительности. Адвокаты утверждают, что водители зарабатывают мизерные суммы, поэтому пользуются налоговыми и другими преимуществами. В настоящее время они все классифицируются как не работающие по найму. Тем не менее, они не стали целью налогового охвата в недавнем бюджете канцлера Филипа Хаммонда. Не сделано ничего, чтобы сократить процесс неуплаты налогов жадными транснациональными корпорациями.

В октябре иск водителей Uber, многие из которых зарабатывают так мало, что согласно налоговому отчету Блумберга вынуждены даже спать в автомобилях, рассмотрели в лондонском суде по трудовой занятости. 19 британских водителей настаивали, что они должны считаться сотрудниками, а не подрядчиками, и получать «государственный прожиточный минимум», пособие по болезни, отпускные и оплату за сверхурочные часы. Водители утверждают, что зарабатывают всего 5 фунтов (353 рубля) в час. Склоняясь в их пользу суд обвинил Uber в «обращении к вымыслу и искажению истины» в суде. Uber обжалует решение суда.

Между тем налоговые дела Uber сталкиваются с юридической проблемой со стороны группы, ведущей компанию «хороший законопроект», в котором говорится, что Uber должен платить 20-процентный НДС с оплаты за поездки. Uber пользуется юридическими уловками, утверждая, что он не предоставляет облагаемые налогом услуги по перевозке, заказанные через его веб-сайт, что исполнителем услуги является работающий не по найму водитель.

Это не единственная тяжба, в которую втянута любимая фирма бывшего премьер-министра и канцлера. Например, в январе Uber заплатил 16 миллионов фунтов (1,13 миллиарда рублей) федеральной торговой комиссии Америки, чтобы уладить обвинение в склонении людей стать его водителями, основываясь на ложной информации о предполагаемом размере доходов. Дело касалось жалоб водителей, которые специально арендовали или покупали автомобили для того, чтобы работать на Uber, а компания в целях укрепления господства на рынке снизила цены на проезд. Многие водители вынуждены были залезть в долги, в связи с таким снижением, и уверены, что Uber специально устанавливает низкую цену за проезд, чтобы выжить конкурентов и тем самым стать монополистом.

Эта проблема возникла, когда в прошлом месяце руководитель фирмы Трэвис Каланик, собственный капитал которого приблизительно 5 миллиардов фунтов (около 355 миллиардов рублей), был заснят на видеорегистратор во время спора с водителем, который жаловался, что политика ценообразования фирмы его разоряет. Он заявил водителю-неудачнику: «Некоторым людям не нравится брать на себя ответственность за их собственное дерьмо. Они обвиняют за все в своей жизни других».

После того, как видео стало достоянием общественности, он обратился к сотрудникам фирмы по электронной почте: «Сказать, что я стыжусь — слишком мало… Я должен значительно измениться как лидер и расти». Некоторые считают, что этот прием устарел. Действительно, кооперативная культура в Uber расценивается как отравление сознания.

Например, месяц назад бывший инженер Сьюзан Фауэр, сообщала о многократном необузданном сексизме и преследованиях. Сотрудники вели видеонаблюдение за женщинами, а в первый же ее рабочий день, ее босс использовал передающую систему компании, чтобы сообщить ей, что он свободен и ищет партнёрш для сексуальных утех. Босс компании Uber заявил, что этот случай отвратителен и идет в разрез со всеми правилами фирмы, что он проведет расследование о преследованиях в компании.

А недавно в череде скандалов произошло новое драматическое для фирмы событие, когда уважаемая корпоративная фигура, уволившийся президент Uber Джефф Джонс сказал: «Мои верования и подход к лидерству, которыми я руководствуюсь в своей карьере, не совместимы с тем, что я видел и испытал в Uber».

Вот именно эти «верования и подход» фирмы Дэвид Кэмерон и главные фигуры его правительства заранее решили поддерживать. Деятельность Uber влияет на жизнь миллионов лондонцев, которые борются с трудностями в круглосуточном перемещении по городу.

Что касается Осборна, его новая должность главного редактора газеты «Evening Standard» означает, что он должен будет совершать поездку от своего дома до офиса утром в час пик. Поедет ли он на метро, чтобы избежать пробок, или вызовет Uber?

Перевод TaxiLife

Похожие новости