Повезет, если довезет: как на самом деле работают системы-агрегаторы и от чего застрахован пассажир

Такси на тот свет. С заказом через приложение, красивыми надписями и местными водителями. Как выяснилось, все это ничего не значит. Вас могут в одно мгновение сделать инвалидом, завести вместо дома в глухой лес.

И никто, абсолютно никто за это не ответит и не заплатит. Потому что все сервисы заказа такси от крупнейших интернет-компаний — это просто доски объявлений. Так они сами говорят. Евгений Соловьев выслушал шокирующие истории пострадавших от онлайн-такси. И даже устроился работать в одну из таких фирм. Практически без документов. На честном слове. Ну что, поехали?

Дмитрию Добкину 26 лет. Жизнь успешного предпринимателя, счастливого мужа и отца сделала крутой поворот 27 июня 2017 года, когда он заказал такси через мобильное приложение.

ДМИТРИЙ ДОБКИН,пострадавший:
«Приехала хорошая машина, русский водитель. Вот это я помню. Ура! Хорошо доеду. Сел в машину, моргнул, открыл глаза — уже в больнице лежу, кругом родственники».

Как потом выяснилось, хороший русский водитель на маршруте был больше суток и просто уснул за рулем. Его «хорошая немецкая машина» на полной скорости врезалась в поребрик, убила своего хозяина и покалечила пассажира.

ДМИТРИЙ ДОБКИН,пострадавший:
«Четыре перелома челюсти, минус восемь зубов, рука сломана, так и не срослась, нога переломана в трех местах, голова разлетелась. Пять титановых пластин ставили. Сейчас шестую будут вставлять. Дырка еще в голове, нос потерял. Там железка стоит. Зрение потерял. Не вижу левым глазом».

Молодой человек решил судиться с интернет-компанией, в которой заказал такси. Адвокаты Дмитрия оценили ущерб его здоровью в несколько десятков миллионов рублей.

В интернет-компании заявили: таксисты — не их сотрудники. А их мобильное приложение — доска объявлений. Они просто помогают найти таксистам клиентов.

Такой же ответ получила Елена Гращенкова. Она тоже попала в аварию во время поездки на такси. И с тех самых пор пытается получить с интернет-компании материальную компенсацию.

ЕЛЕНА ГРАЩЕНКОВА,правозащитник:
«Они нашли подрядчиков для меня, они организовали этот транспорт, этого водителя, сигнал мой, который поступил водителю, диспетчерскую связь организовали. Они подтвердили, что являются организаторы тем, что опознавательный знак на автомобиле тоже был их».

Елену отсылают в некие таксопарки. Их названия клиентам интернет-такси ничего не скажут. Эти организации — такие же посредники между водителями и хозяевами интернет-приложения.

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«Вобщем сейчас попробуем подключиться к агрегатору такси и стать частью одной большой системы автоперевозчиков».

В офисе один стол, один компьютер. Менеджер объясняет, что после подключения будет брать пять процентов от стоимости каждой поездки и еще 20 надо будет отдавать агрегатору. Страховки, лицензии, техосмотры и предрейсовые осмотры — это все чушь.

— Там в принципе достаточно будет фотографии машины.

— Фото машины?

— Да, фото машины спереди.

— А лицензия как? Надо?

— Не… Ну, по закону, конечно, надо, но можно и так.

Под окнами этой компании несколько таксистов. Спрашиваем, сложно ли устроится?

— Нет.

Нужна ли страховка? Ответ еще более колоритный.

В этом деле вообще как в известной присказке — главное «не отсвечивать».

ЕВГЕНИЙ СОЛОВЬЕВ,корреспондент:
«Ситуация такая. Нужны были водительское удостоверение, паспорт, документы на машину, но. Обошлись одним водительским удостоверением. Поверили на слово, что все остальные документы у меня есть. Плюс выдали бланки строгой отчетности. Просто так, на всякий случай, пусть лежат в бардачке».

В бардачке находится вообще вся система. Минувшим летом вышел запрет на работу таксистами людям с иностранными правами. Но если на машине нет шашечек, намучаешься доказывать, что человек зарабатывает частным извозом.

ИРИНА ЕФИМОВА,пресс-секретарь комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
«Нужно признать, что это проблема большая. И не только для Петербурга, а для всей России. Есть огромное количество таких сайтов, это разрозненный рынок, и не всегда, вобщем-то, независимо от того, получен ли заказ от агрегатора или каким-то другим путем, садясь в машину, надо первым делом спросить, есть ли разрешение у водителя».

И будьте готовы, что техническое состояние машины и состояние самого водителя вам придется оценивать на глаз. Никаких подтверждающих вашу безопасность документов вам скорее всего не покажут. Поскольку их попросту нет. Конечно, это ваше право — садиться на «пороховую бочку». Конечно, это дешево. Конечно, это удобно, но случись что, про ваше право быстро забудут и напомнят, что это ваш выбор, ваша ответственность. И в данном случае она даже не солидарная.

Источник

Похожие новости