Водители-иностранцы — об отказе такси работать с ними

Что будут делать работавшие в московском такси выходцы из Армении, Киргизии и Украины после вступления в силу нового закона.

С 1 июня в России запрещено работать профессиональным водителям, если у них иностранное водительское удостоверение. Соответствующие поправки в законе «О безопасности дорожного движения» обсуждались еще с 2013 года, но их вступление в силу постоянно откладывалось. Теперь по закону за допуск к работе водителей без российских прав работодателей будут штрафовать на 50 тысяч рублей. По подсчетам Московской торгово-промышленной палаты, с начала месяца в столице на работу не вышли 20 % водителей. Это привело к тому, что сервисы регулярно вводят повышающие коэффициенты: например, «Яндекс.Такси» — до 2,5.

The Village поговорил с водителями такси, которые лишились работы с вступлением в силу закона, и узнал, чем они теперь будут заниматься и как фирмы прекращали с ними сотрудничество. А представители Uber, Gett и «Яндекс.Такси» прокомментировали ситуацию с повышением цен на свои услуги.

МИРФОЗИЛ, Таджикистан, работал в «Яндекс.Такси»

С начала марта ходил слух, что введут запрет на иностранные водительские права — 1 июня или июля, точно не знали. Мы думали, что компании нам помогут получить российские, но нет. Еще думали, что вступление в силу закона отложат до 2018-го.

Первого числа меня вызвали в таксопарк, сказали, что больше не смогу работать, и забрали машину. Просто уволили с работы. Ни о каких компенсациях речи не шло. Мы машины арендуем же.

Закон ввели, потому что в районе Подольска какой-то армянин что-то сделал, много людей погибло. Я сам не знаю, так говорят. С пассажирами у меня всегда все было нормально, с недовольством тем, что я не местный, не встречался.

Я думаю, что дальше делать. Наверное, пойду на стройку работать. Российские права дорого получать, и времени на это мало. Только автошкола стоит в районе 50 тысяч рублей — у нас таких денег нет.


АНОНИМНО, работает в «Яндекс.Такси», Киргизия

Я сам из Киргизии, но в 2006 году я получил российское гражданство. У меня уже четыре года российские водительские права. Ребята друг другу в WhatsApp информацию кидают, что гаишники специально вызывают такси и штрафуют, если водитель иностранец. Они так проверяют. А у одного знакомого из такси «Везет» сначала права забрали, он отдал гаишникам 10 тысяч (на карман, наверное) и забрал свое водительское. В соцсетях уже говорят, что Таможенный союз поможет водителям-иностранцам.

Еще говорят, что пока можно работать на самом деле, а водители боятся. Мне эсэмэску прислали от «Яндекса», где написано: мол, своим друзьям расскажите, что можно работать, а если штрафуют — компания заплатит. Брату такое не прислали, а мне — да.

Поездки из-за этой ситуации дороже стали — не сильно, но все время есть коэффициент на цену. Я одного клиента все время утром возил до больницы, поездка стоила 317 рублей, а в этот раз она вызывала — 900 рублей, отказалась, потом в итоге за 680 поехала. Просто водителей не хватает. Остались только русские, кавказцы, ну и у кого есть гражданство.


МАКСУТ, работал в «Яндекс.Такси», Киргизия

Я узнал о законе 31 мая. Нас вызвали в таксопарк и сказали, что завтра вступит в силу запрет на вождение с иностранными водительскими удостоверениями. Я никак не готовился, потому что говорили об этом давно, слухи ходили, что еще на год отложат, а тут хоп — сразу. Неожиданно получилось.

К счастью, нас пока не уволили, пока ездим. Я постараюсь получить российские водительские права. Если это невозможно, то придется уходить в другую сферу. Уезжать я, конечно, не собираюсь.

Я не знаю, зачем они это делали: чтобы ДПС обогатились или что? Многие продолжают ездить без российских прав. Сейчас что происходит: останавливают, спрашивают права, если иностранные — а давайте 10 тысяч на карман. И отпускают.

По словам правительства, введение закона вызвано желанием обезопасить дорожное движение. Я думаю, это не так: если по статистике посмотреть, то не приезжие создают большинство аварий.

У меня не случалось, чтобы пассажиры были недовольны мной, с дискриминацией не встречался. На меня в «Яндекс.Такси» ни одной жалобы нет.


ИМЯ И ФИРМУ ОТКАЗАЛСЯ НАЗВАТЬ, Азербайджан

31 мая меня позвали в таксопарк и забрали машину, так как она была арендованной. В нашем таксопарке с первого числа из 100 машин в гараже стоят 80. С тех пор я без работы, но стараюсь подрабатывать на «Киевской» зазывалой для других, у кого есть российские права.

Нас оказалось очень много без машин, а соответственно, без работы. Все дома сидим и ждем, не знаем, что делать. Некоторые другую работу хотят найти, а я собираюсь получать российское водительское удостоверение. Но на это нужно очень много денег: только страховка стоит 9 тысяч, а все вместе — 60–70.

Слухи о том, что нам запретят работать, ходили давно, но мы думали, что это случится только в 2018-м. Чем вызвано такое решение со стороны власти, я не знаю. У меня никогда не было проблем с пассажирами. Даже часто бывало, подходят ночью, говорят: «Денег нет», — я бесплатно возил.


ИМЯ И ФИРМУ ОТКАЗАЛСЯ НАЗВАТЬ, Азербайджан

У меня нет российских прав. В таксопарке у меня забрали арендованную машину 31 мая, но сказали, что я могу ездить на своей машине, — я работаю на своей. Но у многих водителей нет машины, и они не знают, что делать.

Я работаю давно, в советские времена у меня были российские права, а потом в 2005-м вернулся на родину, получил азербайджанские, теперь снова собираюсь на российские менять — конечно, за свой счет.

Почему теперь мне водить запрещают из-за того, что я из Азербайджана? В следующий раз скажут, что мы слишком много дышим, постарайтесь поменьше дышать.


ИМЯ И ФИРМУ ОТКАЗАЛСЯ НАЗВАТЬ, Узбекистан

Сейчас с иностранными правами остались только те, кто работает на Uber. Там же не нужна ни желтая машина, ни шашки — можно на любой, никто и не узнает, такси ты или нет. А вот «Яндексу» пришлось все машины отключить. До первого числа машины забрали, потому что штраф 50 тысяч рублей. Очень много людей оказались без работы. Я пойду другую работу искать: или грузчиком, или на стройку. А что делать остается?

Мой знакомый решил поменять права из-за этой ситуации. Сидел учил билеты, а потом нашел человека, который деньги берет, то ли в ГАИ, то ли через кого-то. Знакомый несколько раз сам сдать пытался, говорит, там невозможно самому: инструктор на площадке сам на тормоз специально нажимает. Не знаю, у всех так или только у тех, у кого права иностранные, но только заплатив сдать можно. Он заплатил — его посадили за компьютер, где все уже было решено, и на площадке на этот раз все хорошо прошло.


ДАРЬЯ ТРОСНИКОВА, пресс-секретарь «Яндекс.Такси»

Мы не комментируем ситуацию, потому что не работаем с водителями напрямую. По поводу штрафов — таких сообщений мы не рассылали, информация в них не соответствует действительности. К сожалению, иногда таксопарки злоупотребляют нашим партнерством и используют бренд «Яндекс.Такси» для распространения ложной информации. Будем признательны за любые данные о тех, кто делает такие рассылки по водителям.

АЛЕНА БАЛАКИРЕВА, пресс-секретарь Gett

Закон собирались принимать еще много лет назад, про это говорили всем заранее. Мы оповещали партнеров заранее. Но в первую очередь сами парки максимально постарались решить вопрос со своими водителями к нужной дате. Потому что если у парка, допустим, 100 машин, а у половины водителей нет возможности выйти на линию, в первую очередь экономически это невыгодно самому парку. Машины — недешевый актив, особенно если они просто стоят.

Сказать, что много людей не вышло на работу, я не могу. Никаких повышающих коэффициентов при оплате поездок в Gett в связи с новым законом не вводили. Более того, мы вообще не вводим их ни из-за роста спроса, ни из-за погодных условий. Потому что технически у нас нет такого механизма, мы не используем коэффициент. Единственное, что влияет на цену, — расстояние и время в пути. К сожалению, с пробками мы ничего сделать не можем. Из-за того, что идет программа «Моя улица», очень многие участки дорог перекопаны, подъехать к нужному месту, а тем более встать и ждать сложно. Пробки сейчас возникают даже в нетипичные для этого часы — ночью, в выходные. Вот эта история в гораздо большей степени влияет и на загруженность дорог, и на время подачи машины, и на время в пути, а следовательно, и на цену.

ИРИНА ГУЩИНА, директор по коммуникациям Uber в России и СНГ

Водители, подключенные к платформе Uber, не являются нашими сотрудниками. В России Uber сотрудничает только с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, ответственность которых — работать в строгом соответствии с российским законодательством. В целом новая норма не оказала значительного влияния на наш бизнес, мы продолжаем активно работать и развиваться.

Источник

Похожие новости