Бомбила за бортом?

По крайней мере два события последних месяцев опровергли многочисленные пессимистические прогнозы о невозможности упорядочения таксомоторного рынка в России в целом и в Петербурге в частности.

Во-первых, с 1 декабря 2017-го компания «Яндекс.Такси» начала страховать здоровье и жизнь своих водителей и пассажиров во всех регионах присутствия на 2 миллиона рублей, уравняв таким образом их в правах с пассажирами иных видов общественного транспорта.

Во-вторых, в январе 2018-го этот же агрегатор заключил соглашение с комитетом по транспорту «об информационном взаимодействии в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Петербурга». По мнению профильного ведомства, очень скоро перевозить пассажиров в северной столице будут только легальные такси, находящиеся под неусыпным контролем власти.

О том, как обуздать и ввести в правовые рамки такое относительно новое явление, как бизнес по онлайн-заказу такси, защитив при этом права пассажиров, ломают головы во многих странах. Регуляторы не хотят мириться с тотальной безответственностью агрегаторов, ведь в случае ДТП или иной неприятности последние переводят стрелки на водителя, называя себя лишь IT-компанией, помогающей водителю и пассажиру найти друг друга. Мы, мол, некая инновационная доска объявлений.

Так случилось, например, с москвичкой, попавшей в 2016 году в Петербурге в аварию на машине — партнере «Яндекс.Такси»: расходы на лечение и реабилитацию превысили полмиллиона рублей, компенсация по ОСАГО составила всего 75 тысяч, у пострадавшего в этом же ДТП водителя денег на возмещение убытков не нашлось, агрегатор же заявил, что он ни при чем…

Судя по всему, похожие проблемы с агрегаторами и у наших европейских соседей. Но вот в январе этого года Высший суд ЕС в спорах, является ли сервис по онлайн-заказу такси перевозчиком или инновационной доской объявлений, поставил точку. Он постановил: агрегатор, соединяющий водителей с пассажирами для обслуживания на коммерческой основе, должен рассматриваться как транспортная служба. А стало быть, подчиняться всем требованиям транспортного законодательства Евросоюза, неся полную ответственность за качество и безопасность перевозок.

В России агрегаторы пока формально не подпадают под действие закона «О такси», поскольку в его тексте нет понятий «диспетчерская служба» или «информационный сервис». Правда, в Госдуму внесены два законопроекта, призванные изменить ситуацию. Один предлагает ввести обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков легковыми такси наравне с остальными видами транспорта, четко определив, кто из субъектов этого бизнеса за какие действия несет ответственность.

Кроме того, законопроект предлагает обязать агрегаторов заказов такси размещать на своем сайте информацию о водителях, машинах, услугах, цене и способах оплаты. А при заключении договора на перевозку потребителю должна быть предоставлена информация о номере и дате заказа такси, марке, модели, цвете, государственном регистрационном номере машины, об имени, отчестве и фамилии водителя, времени подачи и маршруте передвижения.

Еще раньше был внесен в Госдуму на рассмотрение проект об изменениях в федеральном Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Предлагается установить обязанности и ответственность «агрегаторов услуг по перевозке пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси». Согласно этому проекту, агрегаторы должны перенести свои базы данных на территорию России, работать через российские «дочки», соответственно, платить здесь налоги, размещать в Интернете полную информацию о своей компании и работать только с «лицензированными» водителями.

Впрочем, некоторые эксперты рынка считают, что и существующие в нашей стране законы (Гражданский кодекс, Устав автомобильного транспорта, Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом) вполне позволяют определять агрегатора или диспетчерскую службу как сторону договора о предоставлении услуг, а не как информационный сервис. Ведь именно агрегатор устанавливает правила и тарифы на перевозки, деньги клиента поступают на его счет, в случае сбоя потребитель обращается в его техподдержку, да и возвращает недовольному клиенту средства в случае чего тоже агрегатор. В самом деле, не слишком ли много необычных функций у «доски объявлений»?

Как бы то ни было, в Петербурге проблему начали решать, не дожидаясь изменений федерального законодательства. Для начала власть постаралась найти точки соприкосновения и определить общие взгляды на проблему у игроков — онлайн-агрегаторов, традиционных таксомоторных парков и регулятора.

Фактически результатом этой работы и стало соглашение об информационном взаимодействии, подписанное в феврале комитетом по транспорту, Яндекс.Такси» и оператором Региональной навигационно-информационной системы (РНИС) — ГКУ «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Документ предусматривает, что служба заказа такси в режиме онлайн будет предоставлять РНИС актуальную информацию о местоположении такси, получающего заказ, номерах «лицензии» — разрешения на перевозку пассажиров, номерах машины и водительского удостоверения, условиях оплаты (с указанием, была ли расчетная цена известна пассажиру заранее либо она рассчитывается по факту).

В свою очередь агрегатор обязуется еженедельно проверять достоверность представленных партнерами-предприятиями или индивидуальными предпринимателями данных о разрешениях, сверяясь с реестром, размещенным на сайте комитета по транспорту. Контрагентам, у которых нет действующих разрешений, доступ к сервису будет перекрыт. Насколько аккуратно агрегатор будет выполнять взятые на себя обязательства, власть всегда сможет проверить, заглянув в поступающую онлайн-информацию…

«Это соглашение необходимо для безопасности пассажиров и гарантий качественного обслуживания, — подчеркнул член правительства Петербурга — председатель комитета по транспорту Александр Головин. — Передаваемые данные помогут при осуществлении государственного регионального контроля за соблюдением требований российского законодательства в сфере перевозок легковыми такси. Такая же работа будет вестись и с другими агрегаторами и таксомоторными компаниями. Мы будем предлагать подписать аналогичные соглашения всем службам заказа такси, работающим в Петербурге».

То, что упорядочение рынка неизбежно, понимают и бизнесмены, и сами водители, многие из которых — вчерашние бомбилы. Это подтверждает статистика выдаваемых разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси в нашем городе: если за 2017 год в северной столице выдали около 22 тысяч таких разрешений, то по состоянию на 13 марта 2018-го в списке действующих было уже 37 241.

Онлайн-сервисы заказа такси появились в Петербурге в конце 2014 года. Всего за пару лет они захватили около 30% рынка таксомоторных перевозок (составляющего, по разным оценкам, от 32 до 64 млрд рублей). Сейчас нишу сетевых диспетчерских служб в нашем городе почти полностью занимает тройка — UberGetTaxi и «Яндекс.Такси».

В начале февраля компании «Яндекс.Такси» и Uber сообщили о завершении сделки по слиянию на территории России и нескольких стран СНГ — теперь водители и партнеры этих служб будут переведены на единую технологическую платформу…

А на днях в наш город зашел еще один игрок, неизвестный, но амбициозный агрегатор из Якутска, планирующий уже до конца года занять до 7% петербургского рынка. Потребителей он рассчитывает увлечь невиданной технологией: цену за поездку будут назначать сами пассажиры, а выполнять заказ — водитель, которого предложенная цена устроит.

Представители традиционных таксопарков снова вздрогнули. Они, как никто другой, знают, как демпинг может привести к снижению качества и безопасности перевозок, а также к ухудшению конкурентной среды.

Источник

Похожие новости